четверг, 8 ноября 2018 г.

Возвращение Руслана Акуна на кыргызскую землю


Я решил заделаться кинокритиком и написать свой отзыв о нашумевшем кыргызско-казахском фильме известного режиссера Руслана Акуна – «Көк-бөрү», который в прокате соседней страны показывается под более нейтральным названием «Время стойких». Руслан Акун известен в стране своими фильмами «Салам, Нью-Йорк» и «В поисках мамы», где основные действия разворачиваются в Соединенных Штатах Америки. В этой картине он попытался "вернуться" из гламурного Манхэттена на берега Иссык-Куля и это у него получилось.
Длинные выходные позволили сделать то, что в обычные дни невозможно: отвезти детей в детский сад и днем пойти в кино. Выбор стоял между Богемской рапсодией и Көк-бөрү, но график кинотеатров позволил пойти именно на отечественную ленту. Не сочтите за рекламу, но ключевым выбором при выборе фильма стал кинотеатр: онлайн купить билеты можно только в сети Синематика, тогда недавно открывшийся кинотеатр Бродвей, к сожалению, не позволяет сделать это без авторизации на их сайте. А авторизоваться на сайте можно по номеру карты лояльности, которую, как я понимаю, надо брать в кинотеатре. Карты у меня не было, поэтому пошли в Синематику.

Если вы не смотрели фильм, подумайте, прежде чем читать этот пост, в нем много спойлеров.

Сами создатели фильма характеризуют картину, как кино про настоящих мужчин без гламура и пафоса. Гламура в ленте нет совершенно, но, положа руку на сердце, могу сказать, что и настоящих мужчин в фильме очень мало. Главный герой, Максат, первую половину фильма выглядит совершенно несамостоятельной, бесхарактерной личностью, который ничего не может противопоставить окружающим, хотя он по сценарию вроде как звезда, капитан крутейшей команды по көк-бөрү, лидер крутых парней, которые по идее являются эталонами брутальности и мужества. Даже уходит он из команды так себе, не круто, не хлопнув дверью, а будучи выгнанным. Если честно, самым настоящим мужчиной, именно таким, как задумывали авторы, без гламура и пафоса, выглядит Кайнар, который становится капитаном вместо ушедшего Максата. Его сыграл профессиональный спортсмен Жумагул Мамакеев. Это его дебютная роль, но получилась она хорошо: герой Мамакеева в меру жесткий, но справедливый игрок, который не боится идти против владельцев команды, когда речь идет о спорте и выглядит законченным персонажем. Таким и должен быть спортсмен и, как задумано фильмом, настоящий мужчина. Остальные герои во время всего фильма то и дело занимают пафосные позы, говорят театральные фразы под драматичную музыку. Вообще, в целом, вся картина наполнена многочисленными клише. Чего стоит только сцена в сельском доме культуры, где жители особо не верят в возможность формирования своей команды для того, чтобы выиграть первенство страны и получить приз, который позволит им нанять адвокатов для защиты своих интересов против, как ни банально, китайских инвесторов. Все идет как обычно, споры, разговоры и тут слово берет классический аксакал в новеньком бархатном чапане и крутом тебетее, который обычно дарят на юбилеи уважаемым байкешкам, а не носят на сельские сходы: под аккомпанемент комуза, на котором исполняется национальная мелодия, он говорит проникновенные слова и весь зал вдруг меняет свое решение. Ну не бывает такого. Как и не бывает такого, чтобы крутой полукриминальный бизнесмен Толкун, он же Тоха, который является владельцем команды көк-бөрү, где раньше играл главный герой, тусовался на джайлоо под навесом в окружении двух блондинок в мини-юбках – зачем ехать в горы в мини-юбке? Хотите показывать реальную жизнь, так показывайте жизнь, а не театральную постановку. Не бывает такого, чтобы герои говорили литературным кыргызским языком. Ситуацию пытается спасти шоумен Эмиль Эсеналиев, который призван разбавлять драматичность фильма своими шутками, но у него тоже не всегда получается. Откровенно слабо получилась, по моим ощущениям, главная героиня фильма – симпатичная журналистка из Праги. И это больше не ее вина, а вина режиссеров, заставивших говорить ее на чистом русском. Ну не может девушка, которая сама всего лишь лет 10 назад уехала из этого далекого иссыккульского села, говорить с односельчанами только на русском языке. Я считаю, что это в целом болезнь всего кыргызского кинематографа, который боится показывать настоящий язык, который практикуется в народе: там нет чистого русского, как и нет чистого кыргызского. С этой болезнью неплохо справляются в фильмах «Напарниктер», «План Б» - нескольких кыргызских картинах, вышедших в последние годы. Есть еще некоторые мелочи, на которые обращаешь внимание, такие как кристально чистая пепельница, которая стоит на столе во время игры в карты главного антигероя Толкуна и его партнера Марата. Зачем она там стоит, если актеры в кадре не курят, почему она чистая? Через пару эпизодов становится понятно ее предназначение – ею Толкун забьет крупье, который раздал ему плохие карты.

И самое слабое – диалоги. Когда сын перебивает отца, он должен его перебивать, а не ждать, когда отец закончит фразу. И мать, обрывающая сына, должна его обрывать. Наигранность диалогов напрочь портит впечатление.

В целом, вторая половина фильма смотрится намного более выигрышней за счет того, что главный герой раскрывается, нам показывают его трагедию, характер, но все равно – мало жесткости, мало решимости. Развернулся – уходи, сказал «нет» – стой на своем. Из 6-7 эпизодов такого плана Максат так поступает лишь в одном случае, когда ему дают деньги за «слив» финальной игры, но там он просто не смог поступить иначе – фильм бы не получился. Ситуацию спасают качественные захватывающие съемки игры, да что там игры, сражений возле тай-казанов под действительно классные саундтреки. Мирбек Атабеков, Кайрат Примбердиев, Омар написали настоящие хиты для этого фильма и это оказывает очень хорошее влияние на восприятие ленты. Еще режиссер идет на ход, который спасает любой фильм: качественные сьемки кыргызской природы под хорошую музыку: сразу появляется мысль – «эх, хорошая у нас все-таки природа». На фоне музыки, саундтреков и съемок самой игры как-то забывается наигранность диалогов, нелогичность поведения героев.

Концовка по ощущениям получилась смазанной, осталось ощущение, что слишком быстро все прошло: и результат матча, и результаты суда с инвесторами.

Конечно, фильм обязательно нужно посмотреть. Он того стоит, не зря залы кинотеатров на эту ленту забиты на пару дней вперед, несмотря на то, что картина идет в прокате с 5 сентября. Как минимум становятся понятными правила игры в көк-бөрү. Зрелищные съемки игры, хорошая музыка никого не оставят равнодушным.

1 комментарий:

  1. Специалисты Referr пользовались крауд-маркетинг, ссылки с каталогов и профилей продвижение сайта внешние ссылки, а клиент параллельно располагал гостевые посты и продвигал интернет-сайт нативной рекламой. Комплексный расклад позволил скоро продвинуть проект в конкурентноспособной нише на одном из самых слишком базаров.

    ОтветитьУдалить